В
Основное событие 2007 года - бурный рост производства легковых иномарок в России (новых отечественных) с перспективой в 2008 году превысить производство традиционных отечественных моделей АвтоВАЗ – а это революция автопрома России. В 2007 году в России было зарегистрировано 2,8 миллиона новых автомобилей. Всего в настоящее время в России более 38 миллионов транспортных средств. Численность всего автопарка страны в прошлом году составила 34 миллиона автомобилей. По прогнозу Федерального дорожного агентства, в 2015 году численность транспортных средств России составит 48,4 миллиона единиц. Повышение покупательной способности населения - «рынок» - и будет двигателем развития литейного производства для выполнения планов правительства по освоению отечественных автомобильных комплектующих до 50-70%.
Министр МЭРТ РФ Эльвира Набиуллина на официальной церемонии подписания соглашения о строительстве завода PSA Peugeot Citroёn в Калуге сообщила, что к
Дмитрий Медведев, представляя экономическую программу развития страны, рассчитанную на 4 года, выделил четыре своеобразных «и» - институты, инфраструктура, инновации, инвестиции», в том числе необходимость модернизации транспортной инфраструктуры.
Наступает эпоха реальных перемен, а не пустых слов об «ускорении». Рост ВВП, среднего класса и новых заводов автопрома России - хороший повод для оптимизма литейщиков.
Оценить огромные возможности развития отечественного автопрома на ближайшие 2-4 года возможно как по потенциалу рынка продаж, так и по производству автомобилей. По количеству автомобилей на единицу населения Россия пока существенно отстает от Европы. Например, в Германии, Италии количество легковых автомобиля на тысячу человек составляет 580–590 шт., в Польше на тысячу человек - 290 автомобилей, в России - 150-160 автомобилей. Однако наши шансы приблизиться к странам Европы по числу автомобилей на единицу населения стали реальными. Но огромные потребности требуют и соответствующего по объемам роста отечественного производства автомобилей до мировых уровней выпуска.
Например, в Японии за один месяц выпустили примерно столько легковых автомобилей сколько за весь
Наиболее близкий нам аналог - развитие автопрома Китая. Автопром Китая не так давно брал опыт с нашего отечественного. Объем продаж автомобилей в Китае в
Например, китайский завод Chery Automobile в 2007 году купил шесть новых АФЛ фирмы HWS-Sinto. Компания Chery, на сегодняшний день являющаяся крупнейшим независимым автопроизводителем в Китае, была основана в
Компания строит полностью новое литейное производство с 6 автоматическими формовочными линиями по Сейатцу-процессу (строительство планируется завершить в 2010 году). Chery тщательно подошел к выбору литейного оборудования и из всех мировых поставщиков именно фирму HWS-Sinto посчитал производителем формовочного оборудования №1 благодаря высочайшему уровню качества (рис.1.). На 3 из 6 формовочных линий на Chery будут установлены автоматические ковшовые заливочные устройства HWS-Sinto типа P-10-S. Сегодня Chery также рассматривает возможность открытия в Калининграде в 2009г. завода по сборке автомобилей. Мощность этого завода, по предварительным данным, будет составлять около 200 тыс. автомобилей в год.
Интересно, кто из отечественных предпринимателей, аналогично собственникам Chery, сможет первым адекватно оценить ликвидность автомобильных отливок и рентабельность их производства в современных динамичных условиях строительства новых сборочных автозаводов в России и мирового роста потребностей в качественных отливках из России и стран Восточной Европы? Или все продолжат удивляться системному ежегодному росту и развитию китайского машиностроения, смиряясь с ролью пассивных зависимых наблюдателей за увеличением поставок готовых автомобилей или отливок из Евросоюза и Китая? Рассматриваемые примеры и тенденции развития автопрома могут быть полезны только для созидательно настроенных литейщиков и собственников предприятий.
Бизнесмены китайского автопрома активно выражают готовность в создании в России заводов с полным циклом производства. Так, китайская фирма Chery рассматривает возможность такого проекта на «ИжАвто». Президент Chery Инь Тунюэ посетил в феврале Удмуртию и встретился с президентом Республики А. Волковым. Он выразил заинтересованность в создании на территории Удмуртии, и в частности Ижевска, полномасштабного производства автомобилей и автокомпонентов, прежде всего двигателей, коробок передач, приводов и мостов. Ростовская область заинтересована в строительстве на своей территории сборочных предприятий автопроизводителей Китая. О чем и сообщил вице-губернатор края И.Станиславов в ходе визита в Китай. Компании FAW и Chery изъявили желание создать на юге России крупную производственную базу. «Мы уже провели ряд консультаций по этому вопросу и предложили площадку в районе г. Шахты», – сказал Станиславов.
Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем докладе представила варианты прогнозов развития автомобильного рынка России (табл.1). Эксперты прогнозируют, что рост российского авторынка, хотя уже и не столь впечатляющий, продолжится и в этом году. В PwC ожидают, что по итогам
Учитывая суммарные объемы производства «нового» автопрома, рост огромен (табл.2.). Выбор окончательно сделан на современное качество быстро обновляемых автомобилей, регулируемое спросом.
Хотя продажи автомобилей традиционного российского производства снизились на 5% (765 тыс. автомобилей), в
20 февраля
Следует напомнить, что львиную долю мирового производства отливок потребляет автопром [1, 2]. Наш автопром растет в несколько раз, а производство отливок пока практически остается на старом уровне - как по объемам, так и по качеству.
Необходимо остановиться на перспективе развития «КамАЗ-Металлургии» – одного из лидеров литейного производства России, оборудованного большим числом автоматических формовочных линий, в том числе двумя новыми линиями по Сейатцу-процессу (в цехе чугунного литья) производства немецкой фирмы HWS-Sinto [3]. Совсем недавно литейные мощности завода были незагружены, а сегодня наблюдается явная нехватка не только формовочного и стержневого оборудования, но и всех других. В
Как говорится в сообщении КамАЗа, со ссылкой на гендиректора компании С. Когогина, сейчас испытывается нехватка мощностей и по объемам выпуска, и по техническому уровню, поэтому в
В декабре
В качестве еще одного примера развития автопрома может быть Бразилия, где покупают автомобилей меньше, чем в России, а литейное производство модернизируют гораздо активнее. Например, бразильский завод TUPY, где также была запущена формовочная линия по Сейатцу-процессу немецкой фирмы HWS-Sinto и который ежегодно производит около 500 тыс. автомобильных отливок блоков и головок блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, выпускных коллекторов, тормозных дисков и корпусов коробок передач и пр.
Крупнейшие автомобильные компаний мира начали строить свои заводы в России с целью активизации участия в развитии одного из быстрорастущих рынков в Европе. С
Toyota сразу после Volkswagen объявила о запуске автозавода в России (рис.2.), мощности которого должны вырасти с 20 до 200-300 тыс. автомобилей в год. Также Toyota построит и второй автозавод в России.
Автомобильный кластер Петербурга после реализации заявленных на сегодняшний день планов будет производить 480 тыс. автомобилей. Кроме того, в соседней Ленинградской области Ford Motor Co. также уже заявила об увеличении своих мощностей с 75 тыс. до 125 тыс. машин в год.
Nissan Motor Co. начнет производство автомобилей на своем заводе под Санкт-Петербургом в начале
Евгений Богданов, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow, считает, что: «О действительно мощном автомобильном кластере можно будет говорить только тогда, когда в Петербурге будут производиться коробки передач, двигатели, элементы шасси». Все аналитики едины в необходимости срочного создания отечественного производства комплектующих для всех мировых марок автомобилей и, естественно, отливок (блок цилиндров, головка блока, вентилируемые тормозные диски, корпусов, коллекторов и т.д.).
Но развитие автопрома пока идет «шаг за шагом» вместо параллельного освоения производства отливок и иных комплектующих со сборкой. «Нам больше не нужно автозаводов. Нельзя всю экономику города настраивать на автопроизводство, — отметил на церемонии открытия завода Toyota вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. — Теперь для нас важнее привлечение производителей автокомпонентов».
После открытия завода Toyota состоялась закладка завода по производству штампованных изделий для автопрома. Его, на территории «Ижорских заводов», построит Магнитогорский металлургический комбинат. Кроме ММК о создании новых производств комплектующих в Петербурге и Ленинградской области уже заявили британская Stadco, американская Tenneco, канадская Magna и многие другие. Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов заявила о планах по размещению на нескольких площадках в городе кластера предприятий общей стоимостью свыше 1 млрд. дол.
На российские комплектующие сборочные автозаводы должны переходить уже сегодня и довести долю поставок комплектующих российских заводов (без участия зарубежного капитала) для иностранных автомобильных производств, расположенных в России, до 50-60%, как сообщает Национальная ассоциация производителей автокомпонентов (НАПАК). По мнению вице-президента Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга П.Плавника, российские производители автокомпонентов смогут на равных конкурировать с западными компаниями через 2-3 года. Ленинградская область и корейские производители автокомплектующих ведут переговоры о создании на территории региона парка предприятий. Корейские компании, принявшие участие в проекте, специализируются на производстве всей линейки автокомплектующих – от кузовов, каркасов дверей, топливных баков, глушителей, отопительных и вентиляционных систем до электропроводки, сидений, обшивки салона и деталей интерьера.
Объем продаж ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ, г. Таганрог, Ростовская обл.) в
Компания Volkswagen уже в
Французский концерн PSA Peugeot Citroёn и МЭРТ РФ подписали соглашение о строительстве завода в Калуге, а сами работы начнутся в июне
Ford Motor Company планирует начать выпуск модели Ford Mondeo на своем российском заводе, расположенном в г. Всеволожске Ленинградской обл. в сентябре текущего года. Уже в следующем году компания планирует вывести завод во Всеволожске на общую мощность 125 тыс. автомобилей в год. Из них 100 тыс. придется на модель Ford Focus, а 25 тыс. - на Ford Mondeo. С этой целью предполагается дополнительно набрать на производство 1 тыс. сотрудников. Завод Ford в Ленинградской области был открыт в
Компания «Северсталь-Авто» и Isuzu Motors 30 июля
Немецкий автомобилестроительный концерн BMW в
По итогам в
Российское правительство с целью поощрения иностранных инвестиций и защиты своего автопрома ввело 25%-ную пошлину на импорт автомобилей. В
Именно этот факт вынуждает крупные иностранные автоконцерны, налаживать сборку автомобилей в России. Несмотря на далекие от идеала условия российского рынка, существует огромный риск того, что автомобильные концерны просто могут упустить предоставленную им возможность, отмечают эксперты.
Автозаводы России развиваются, в опережающем порядке быстро строятся принципиально новые, а отставание развития и модернизации литейного производство будет главным сдерживающим фактором не только локализации производства автокомпонентов, но и в целом темпов развития машиностроения, то есть своеобразным «тормозом» всей экономики и роста ВВП. Стратегия диверсификации промышленности непосредственно зависит от модернизации базы машиностроения – литейного производства.
Список литературы
1. Буданов Е. Тенденции и перспективы развития производства автомобильных отливок в России // Литейное производство. – 2007. - №10.
2. Буданов Е.Н. Стратегический рынок – подъем и обновление российского автопрома // Литейщик России. – 2007. – №9.
3. Абрамов В.И., Хальфин Ф.Б. Современные формовочные линии по Сейатцу-процессу на ОАО «КАМАЗ-Металлургия» // Литейное производство. – 2007. - №10.