Российская Ассоциация ЛитейщиковЛитье и литейное оборудованиеСистема РАЛ-Инфо для металлургов, машиностроителей, заказчиков литых и формованных изделий из металлов, пластмасс, эластомеров и композитов
Главная страница
О проекте «РАЛ-Инфо». Контакты.
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ ( РАЛ ). Журнал "Литейщик России"
Производители литых и формованных изделий
Плавка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Литейное производство - инжиниринг, литейное оборудование, технологии, программное обеспечение
Материалы для металлургии (плавки, литья, обработки давлением и термообработки), машиностроения и эксплуатации оборудования
Термическая, электрохимическая и плазменная обработка, спекание, пропитка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Обработка давлением, сварка, пайка, резка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Очистка, подготовка поверхности, механическая обработка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Лабораторное оборудование и приборы контроля
Электрооборудование, автоматизация, гидравлика, пневматика, газовая и вакуумная техника, экологическое и теплотехническое оборудование
Производство изделий из пластмасс, резины, полиуретана и композиционных материалов
Технологическая оснастка и инструмент
Услуги
Обучение, переподготовка и подбор персонала, вакансии
Проекты, выставки, конференции, объявления партнеров РАЛ-Инфо
Восстановленное и б/у оборудование
Продаем, примем заказы на изготовление, механическую и термообработку, антикоррозионную защиту
Купим, разместим заказы на изготовление и обработку
12.07.2018
О проведении конференции "Импортозамещение и развитие экспорта литых изделий из алюминиевых сплавов"
12.07.2018
О поездке в Турцию на Международную специализированную выставку по литейному производству «ANKIROS-ANNOFER-TURKCAST 2018 »
10.07.2018
12 - ая Международная научно-практическая конференция «Литейное производство сегодня и завтра»
Все новости

Поиск:

Е.Н. Буданов

Аспекты роста спроса автомобильных отливок в условиях создания и развития новых автозаводов России (по итогам 2007 г.)

В 2007 г. Россия уже стала европейским рынком №1 для таких фирм, как Toyota, Nissan, Kia, Mitsubishi, SsangYong, Subaru и Hyundai. За год эти фирмы продали рекордное количество автомобилей в России, больше, чем в традиционных странах – лидерах по потреблению японских авто: Великобритании, Германии и Испании. Президент Nissan Motor Co. Карлос Гон в ходе выступления в Южной Корее 22.02.08 призвал обратить особое внимание на автомобильный рынок России, который, по его словам, в течение ближайших двух лет станет крупнейшим автомобильным рынком Европы, обойдя Германию. "Вы не можете игнорировать Россию. Никто не может игнорировать Россию", -  заявил К.Гон, являющийся также и президентом Renault SA, с 1999г. действующего в альянсе с Nissan.

Основное событие 2007 года - бурный  рост производства легковых иномарок в России (новых отечественных) с перспективой в 2008 году превысить производство традиционных отечественных моделей АвтоВАЗ – а это революция автопрома России. В 2007 году в России было зарегистрировано 2,8 миллиона новых автомобилей. Всего в настоящее время в России более 38 миллионов транспортных средств. Численность всего автопарка страны в прошлом году составила 34 миллиона автомобилей. По прогнозу Федерального дорожного агентства, в 2015 году численность транспортных средств России составит 48,4 миллиона единиц. Повышение покупательной способности населения - «рынок» - и будет двигателем развития литейного производства для выполнения планов правительства по освоению отечественных автомобильных комплектующих до 50-70%.

Министр МЭРТ РФ Эльвира Набиуллина на официальной церемонии подписания соглашения о строительстве завода PSA Peugeot Citroёn  в Калуге сообщила, что к 2011 г. общий объем рынка автомобилей (как российских, так и иностранных, в том числе собранных в РФ) составит 4 млн. машин в год. При этом общий объем инвестиций иностранных компаний в автомобильную промышленность должен составить 6,5 млрд. дол. На правительственном уровне решен стратегический вопрос строительства новых автозаводов России с иностранным участием. Теперь актуален вопрос срочного создания современных литейных производств автомобильных отливок, аналогичных по планируемым объемам выпуска автомобилей. По мировым показателям автомобилестроение потребляет около 80% от всего производства отливок. Увеличение производства автомобилей в России в несколько раз автоматически предполагает адекватное опережающее развитие литейного производства. 

Дмитрий Медведев, представляя экономическую программу развития страны, рассчитанную на 4 года, выделил четыре своеобразных «и» - институты, инфраструктура, инновации, инвестиции», в том числе необходимость модернизации транспортной инфраструктуры.

Наступает эпоха реальных перемен, а не пустых слов об «ускорении». Рост ВВП, среднего класса и новых заводов автопрома России - хороший повод для оптимизма литейщиков.

Оценить огромные возможности развития отечественного автопрома на ближайшие 2-4 года возможно как по потенциалу рынка продаж, так и по производству автомобилей. По количеству автомобилей на единицу населения Россия пока существенно отстает от Европы. Например, в Германии, Италии количество легковых автомобиля на тысячу человек составляет 580–590 шт., в Польше на тысячу человек - 290 автомобилей, в России - 150-160 автомобилей. Однако наши шансы приблизиться к странам Европы по числу автомобилей на единицу населения стали реальными. Но огромные потребности требуют и соответствующего по объемам роста отечественного производства автомобилей до мировых уровней выпуска.

Например, в Японии за один месяц выпустили примерно столько легковых автомобилей сколько за весь 2007 г. в России.  Это сравнение говорит об огромном нереализованном потенциале возможностей развития отечественного автопрома и, конечно, о перспективах развития производства автомобильных отливок.

 

Наиболее близкий нам аналог - развитие автопрома Китая. Автопром Китая не так давно брал опыт с нашего отечественного. Объем продаж автомобилей в Китае в 2007 г. вырос до 8,8 млн. автомобилей. Это вдвое выше уровня продаж 2003 г. Легковые автомобили составили около 54% от общего объема продаж. При этом, производство автомобилей китайскими производителями также выросло на 22% и достигло 8 млн. 880 тыс. Основные поставки литейного оборудования за последние 10 лет в Китай, например,  формовочных линий фирмы HWS-Sinto (более 35 АФЛ) предназначены для производства автомобильных отливок, что также обеспечивает развитие автопрома Китая такими высокими темпами, в отличие от низкой степени модернизации отечественного литейного производства автомобильных отливок. Следует отметить, что литейное производство других типов отливок в Китае развивается медленнее, чем автопром.  Так темпы развития литейного производства для железнодорожных отливок в России опережают китайские.

 

Например, китайский завод Chery Automobile в 2007 году купил шесть новых АФЛ фирмы HWS-Sinto. Компания Chery, на сегодняшний день являющаяся крупнейшим независимым автопроизводителем в Китае, была основана в 1997 г. А в 2006 г. уровень продаж уже достиг 305.200 автомобилей, что на 62% выше показателя за такой же период 2005 года, при этом доля Chery на автомобильном рынке Китая составила 7,2%. Сегодня Chery занимает 4-е место среди производителей легковых автомобилей в Китае.

 

Компания строит полностью новое литейное производство с 6 автоматическими формовочными линиями по Сейатцу-процессу (строительство планируется завершить в 2010 году). Chery тщательно подошел к выбору литейного оборудования и из всех мировых поставщиков именно фирму HWS-Sinto посчитал производителем формовочного оборудования №1 благодаря высочайшему уровню качества (рис.1.). На 3 из 6 формовочных линий на Chery будут установлены автоматические ковшовые заливочные устройства HWS-Sinto типа P-10-S. Сегодня Chery также рассматривает возможность открытия в Калининграде в 2009г. завода по сборке автомобилей. Мощность этого завода, по предварительным данным, будет составлять около 200 тыс. автомобилей в год.

 

Интересно, кто из отечественных предпринимателей, аналогично собственникам Chery, сможет первым адекватно оценить ликвидность автомобильных отливок и рентабельность их производства в современных динамичных условиях строительства новых сборочных автозаводов в России и мирового роста потребностей в качественных отливках из России и стран Восточной Европы? Или все продолжат удивляться системному ежегодному росту и развитию китайского машиностроения, смиряясь с ролью пассивных зависимых наблюдателей за увеличением поставок готовых автомобилей или отливок из Евросоюза и Китая?  Рассматриваемые примеры и тенденции развития автопрома могут быть полезны только для созидательно настроенных литейщиков и собственников предприятий.

 

 

 

Бизнесмены китайского автопрома активно выражают готовность в создании в России заводов с полным циклом  производства. Так, китайская фирма Chery рассматривает возможность такого проекта на «ИжАвто».  Президент Chery Инь Тунюэ посетил в феврале Удмуртию и встретился с президентом Республики А. Волковым. Он выразил заинтересованность в создании на территории Удмуртии, и в частности Ижевска, полномасштабного производства автомобилей и автокомпонентов, прежде всего двигателей, коробок передач, приводов и мостов. Ростовская область заинтересована в строительстве на своей территории сборочных предприятий автопроизводителей Китая. О чем и сообщил вице-губернатор края И.Станиславов в ходе визита в Китай. Компании FAW и Chery изъявили желание создать на юге России крупную производственную базу. «Мы уже провели ряд консультаций по этому вопросу и предложили площадку в районе г. Шахты», – сказал Станиславов.

 

         Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем докладе представила варианты прогнозов развития автомобильного рынка России (табл.1). Эксперты прогнозируют, что рост российского авторынка, хотя уже и не столь впечатляющий, продолжится и в этом году. В PwC ожидают, что по итогам 2008 г. общий объем продаж может перевалить за отметку 3,5 млн. автомобилей, то есть ожидается рост примерно на 25%. Согласно одному из прогнозов, продажи продолжат расти, пока уровень автомобилизации не достигнет 400 автомобилей на тысячу человек. В этом случае пик продаж придется на 2014 г., когда будет продано 5,5 млн. автомобилей, а автопарк достигнет 56 млн. легковых автомобилей. По любому, даже самому консервативному сценарию рост потенциальных возможностей нового автопрома России впечатляет. При реализации уже заключенных соглашений по пессимистическому прогнозу в РФ в 2010 г. будут собираться 880 тыс. иностранных автомобилей.

 

 

 

Учитывая суммарные объемы производства «нового» автопрома, рост огромен (табл.2.). Выбор окончательно сделан на современное качество быстро обновляемых автомобилей, регулируемое спросом.

Хотя продажи автомобилей традиционного российского производства снизились на 5% (765 тыс. автомобилей), в 2007 г. АвтоВАЗ увеличил продажи на 6,2%, выпустив при этом в 2007 г. 663,5 тыс. автомобилей. Выпуск автомобилей с маркой АЗЛК практически прекращен. На смену привычным моделям «Москвич» приходят новые модели, такие, как Volkswagen и Toyota, Nissan и GM, собранные в России, а соответственно, обеспечивающие рост ВВП, налогов, занятости квалифицированных кадров и т.д.

20 февраля 2008 г. исполнилось 40 лет со дня выпуска первой опытной партии автомобиля ГАЗ-24 («Волга»), ставшего символом прошедшей эпохи. Серийное производство было запущено только с 15.07.1970 г., когда ГАЗ-24 и такси ГАЗ-24-01 окончательно вытеснили «Волгу» первого поколения – ГАЗ-21. В 1985 г. автомобиль обновили, в результате чего появился ГАЗ-24-10. Всего было выпущено более 600 тыс. экземпляров ГАЗ-24 различных модификаций, что, к сожалению, в 2,5 раза меньше, чем продано всего за 2007 г. в России различных иномарок (табл.2).

 

 

 

Следует напомнить, что львиную долю мирового производства отливок потребляет автопром [1, 2]. Наш автопром растет в несколько раз, а производство отливок пока практически остается на старом уровне - как по объемам, так и по качеству.

 

Необходимо остановиться на перспективе развития «КамАЗ-Металлургии» – одного из лидеров литейного производства России, оборудованного большим числом автоматических формовочных линий, в том числе двумя новыми линиями по Сейатцу-процессу (в цехе чугунного литья) производства немецкой фирмы HWS-Sinto [3]. Совсем недавно литейные мощности завода были незагружены, а сегодня наблюдается явная нехватка не только формовочного и стержневого оборудования, но и всех других. В 2007 г. КамАЗ увеличил объем продаж почти на 23%, до 85,25 млрд. руб., а чистая прибыль по РСБУ увеличилась почти в 5 раз, до 3,45 млрд. руб. Прибыль от продаж по РСБУ достигла 12,4 млрд. руб., что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. КамАЗ в 2007 г. выпустил 52 671 грузовых автомобилей, из которых более 25% (13,4 тыс.) было поставлено на экспорт, что является рекордным показателем для предприятия. Кроме того, в прошлом году было выпущено 63,2 тыс. двигателей и силовых агрегатов (рост на 21,05%), запчастей на 10,03 млрд. руб. (рост на 21,55%), продукции диверсификации — на 9,49 млрд. руб. (рост на 31,3%), а также оказано услуг непромышленного характера на 4,22 млрд. руб.

 

Как говорится в сообщении КамАЗа, со ссылкой на гендиректора компании С. Когогина, сейчас испытывается нехватка мощностей и по объемам выпуска, и по техническому уровню, поэтому в 2008 г. планируется инвестировать в развитие компании 7,5 млрд. руб. — рекордную сумму за всю историю производственной деятельности КамАЗа. По словам первого заместителя гендиректора и исполнительного директора КамАЗа Ю.Клочкова, уже в 2008 г. возможности компании позволят выпускать до 75 тыс. автомобилей в год, а в ближайшие годы выйти на выпуск 100 тыс. машин КамАЗ в год. В соответствии с бизнес-планом на 2008 г., КамАЗу предстоит выпустить более 65 тыс. грузовиков.

 

В декабре 2007 г. ОАО «УралАЗ» заключил контракт на поставку формовочного оборудования фирмы HWS-Sinto, Германия по Сейатцу-процессу, размер опок 1400х800х400 мм. Однако этого слишком мало, если ориентироваться на объемы производства автомобильных отливок в мире.

 

В качестве еще одного примера развития автопрома может быть Бразилия, где покупают автомобилей меньше, чем в России, а литейное производство модернизируют гораздо активнее. Например, бразильский завод TUPY, где также была запущена формовочная линия по Сейатцу-процессу немецкой фирмы HWS-Sinto и который ежегодно производит около 500 тыс. автомобильных отливок блоков и головок блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, выпускных коллекторов, тормозных дисков и корпусов коробок передач  и пр.

 

Крупнейшие автомобильные компаний мира начали строить свои заводы в России с целью активизации участия в развитии одного из быстрорастущих рынков в Европе. С 2007 г. в России выпускают автомобили FIAT (совместно с «Северсталь-Авто»), Volkswagen и Toyota, Nissan и GM заложили новые производства, анонсировали свое появление Suzuki, PSA, Hyundai, Mitsubishi. Правда, в скором времени руководству новых заводов придется приложить еще больше усилий, чтобы найти в России поставщиков качественных отливок для собираемых автомобилей, в первую очередь, отливок, например блоков цилиндров и головок блока цилиндров. В соглашении о льготах сборочных производств установлено освоение 50% российских комплектующих, а это по анализу степени реальной конкурентоспособности и временным факторам локализации производства комплектующих, в первую очередь, отливки.

 

Toyota сразу после Volkswagen объявила о запуске автозавода в России (рис.2.), мощности которого должны вырасти с 20 до 200-300 тыс. автомобилей в год. Также Toyota построит и второй автозавод в России.

 

 

                              

В ноябре 2008 г. General Motors планирует начать серийное производство автомобилей Chevrolet Captiva и Opel Antara на заводе в Санкт-Петербурге. General Motors производит грузовые и пассажирские автомобили од брендами Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, HUMMER, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall в 33 странах. В 2006 г. в мире было продано около 9,1 млн. машин GM. В настоящее время существует около 10 производственных и сборочных заводов GM в 7 европейских странах.

Автомобильный кластер Петербурга после реализации заявленных на сегодняшний день планов будет производить 480 тыс. автомобилей. Кроме того, в соседней Ленинградской области Ford Motor Co. также уже заявила об увеличении своих мощностей с 75 тыс. до 125 тыс. машин в год.

Nissan Motor Co. начнет производство автомобилей на своем заводе под Санкт-Петербургом в начале 2009 г. 13 июня 2007 г., МЭРТ РФ и компания Nissan подписали соглашение о строительстве завода. Также было подписано инвестиционное соглашение между японской компанией и правительством Санкт-Петербурга. Завод будет построен в новой индустриальной зоне в пос. Парголово Выборгского района. Проект предусматривает создание производства полного сборочного цикла, включая сварку, окраску и сборку кузовов автомобилей.

Евгений Богданов, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow, считает, что: «О действительно мощном автомобильном кластере можно будет говорить только тогда, когда в Петербурге будут производиться коробки передач, двигатели, элементы шасси». Все аналитики едины в необходимости срочного создания отечественного производства комплектующих для всех мировых марок автомобилей и, естественно, отливок (блок цилиндров, головка блока, вентилируемые тормозные диски, корпусов, коллекторов и т.д.). 

Но развитие автопрома пока идет «шаг за шагом» вместо параллельного освоения производства отливок и иных комплектующих со сборкой. «Нам больше не нужно автозаводов. Нельзя всю экономику города настраивать на автопроизводство, — отметил на церемонии открытия завода Toyota вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. — Теперь для нас важнее привлечение производителей автокомпонентов».

После открытия завода Toyota состоялась закладка завода по производству штампованных изделий для автопрома. Его, на территории «Ижорских заводов», построит Магнитогорский металлургический комбинат. Кроме ММК о создании новых производств комплектующих в Петербурге и Ленинградской области уже заявили британская Stadco, американская Tenneco, канадская Magna и многие другие. Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов заявила о планах по размещению на нескольких площадках в городе кластера предприятий общей стоимостью свыше 1 млрд. дол.

На российские комплектующие сборочные автозаводы должны переходить уже сегодня и довести долю поставок комплектующих российских заводов (без участия зарубежного капитала) для иностранных автомобильных производств, расположенных в России, до 50-60%, как сообщает Национальная ассоциация производителей автокомпонентов (НАПАК). По мнению вице-президента Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга П.Плавника, российские производители автокомпонентов смогут на равных конкурировать с западными компаниями через 2-3 года. Ленинградская область и корейские производители автокомплектующих ведут переговоры о создании на территории региона парка предприятий. Корейские компании, принявшие участие в проекте, специализируются на производстве всей линейки автокомплектующих – от кузовов, каркасов дверей, топливных баков, глушителей, отопительных и вентиляционных систем до электропроводки, сидений, обшивки салона и деталей интерьера.

Объем продаж ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ, г. Таганрог, Ростовская обл.) в 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос на 42% – до 79 тыс. 620 автомобилей. Как сообщает пресс-служба компании, доля автомобилей российской сборки в общих продажах марки Hyundai в 2007 г. составила 54%.

Компания Volkswagen уже в 2007 г. открыла новый завод в Калуге. Есть план увеличить мощность завода до 150 тыс. автомобилей в год и более. Кроме того, Volkswagen будет производить в Калуге двигатели и коробки передач. МЭРТ намерен подписать два новых инвестиционных соглашения с Volkswagen: по производству двигателей и коробок передач, а также других компонентов. Соглашение по промышленному производству двигателей и коробок передач будет действовать 7 лет, а по другим автокомпонентам — 5 лет. Уровень локализации по обоим проектам запланирован на уровне 50%. Сейчас двигатели и КПП в Калугу доставляются Словакии и Чехии. К 2009 г. планируется ввести в строй 2-ю очередь завода, которая будет включать цех окраски, кузовной и сборочный цеха. С этого же времени завод выйдет и на полную производственную мощность в 150 тыс. автомобилей в год.

Французский концерн PSA Peugeot Citroёn и МЭРТ РФ подписали соглашение о строительстве завода в Калуге, а сами работы начнутся в июне 2008 г. Концерн PSA Peugeot Citroёn  намерен уже к 2010 г. довести объем производства своего российского завода до 150 тыс. машин ежегодно, а впоследствии удвоить эту цифру. Компания будет производить на заводе в Калуге автомобили среднего класса, на которые приходится до 60% продаж всех автомобилей в России. Все произведенные в России автомобили Peugeot и Citroёn будут предназначены для реализации на внутреннем рынке. При этом к июню этого года PSA также намерен объявить и возможного партнера по строительству российского завода. По словам президента концерна К. Штрайффа, не исключено, что им станет японская фирма Mitsubishi, которая также может разместить производство в Калуге. Кроме того, в PSA рассчитывают получить выгоду и от присутствия в Калуге завода Volkswagen за счет работы с поставщиками немецкой компании.

Ford Motor Company планирует начать выпуск модели Ford Mondeo на своем российском заводе, расположенном в г. Всеволожске Ленинградской обл. в сентябре текущего года. Уже в следующем году компания планирует вывести завод во Всеволожске на общую мощность 125 тыс. автомобилей в год. Из них 100 тыс. придется на модель Ford Focus, а 25 тыс. - на Ford Mondeo. С этой целью предполагается дополнительно набрать на производство 1 тыс. сотрудников. Завод Ford в Ленинградской области был открыт в 2002 г. и стал первым производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании. В 2007 г. объем продаж Ford в России увеличился по сравнению с предыдущим годом на 52%, составив 175 тыс. 793 автомобилей.

Компания «Северсталь-Авто» и Isuzu Motors 30 июля 2007 г. подписали соглашение о создании СП «СеверстальАвто-Исудзу». Контрольный пакет акций нового СП в размере 66% будет принадлежит «Северсталь-авто», доля Isuzu Motors составляет 29%, еще 5% акций будет принадлежит компании Sojitz Corp., которая отвечает за финансирование проекта. Предприятие «СеверстальАвто-Исудзу» начало выпуск коммерческого транспорта на производственной площадке в ОЭЗ Елабуга (Татарстан).

Немецкий автомобилестроительный концерн BMW в 2008 г. планирует увеличить сборку автомобилей в России по сравнению с 2007 г. на 40%, о чем сообщил президент BMW Group Russia Кристиан Кремер.

По итогам в 2007 г., россияне купили 1,6 млн. иномарок, из которых 700 тыс. машин приходится на Москву. Темпы роста автомобильного рынка в денежном выражении составляют от 40-45 млрд. дол. Из-за насыщения московского и питерского автомобильного рынка, высоких цен на землю и недостатка площадей, автодилеры начинают активно развиваться в регионах. О перспективности развития автопрома свидетельствуют 2 главных факта - все больше россиян желают пересесть в более комфортный импортный автомобиль и крупные иностранные автоконцерны открывают свое производство на территории России.

Российское правительство с целью поощрения иностранных инвестиций и защиты своего автопрома ввело 25%-ную пошлину на импорт автомобилей. В 2008 г. РФ планирует вступить во Всемирную торговую организацию, но, согласно уже подписанному соглашению, она имеет право на протяжении 7 лет сохранить высокие таможенные пошлины. А это означает только одно: объем продаж иностранных автомобилей, собранных в России, будет расти очень быстрыми темпами (за первую половину 2007 г. рост составил 100%). Продажи машин, собранных за рубежом, также растут, но не так быстро – лишь около 60% в год.

Именно этот факт вынуждает крупные иностранные автоконцерны, налаживать сборку автомобилей в России. Несмотря на далекие от идеала условия российского рынка, существует огромный риск того, что автомобильные концерны просто могут упустить предоставленную им возможность, отмечают эксперты.

Автозаводы России развиваются, в опережающем порядке быстро строятся принципиально новые, а отставание развития и модернизации литейного производство будет главным сдерживающим фактором не только локализации производства автокомпонентов, но и в целом темпов развития машиностроения, то есть своеобразным «тормозом» всей экономики и роста ВВП. Стратегия диверсификации промышленности непосредственно зависит от модернизации базы машиностроения – литейного производства.

 

Список литературы

1.     Буданов Е. Тенденции и перспективы развития производства автомобильных отливок в России // Литейное производство. – 2007. - №10.

2.     Буданов Е.Н. Стратегический рынок – подъем и обновление российского автопрома // Литейщик России. – 2007. – №9.

3.     Абрамов В.И., Хальфин Ф.Б. Современные формовочные линии по Сейатцу-процессу на ОАО «КАМАЗ-Металлургия» // Литейное производство. – 2007. - №10.

 

Copyrights © 2005-2011 РАЛ-Инфо
Rambler's Top100