Российская Ассоциация ЛитейщиковЛитье и литейное оборудованиеСистема РАЛ-Инфо для металлургов, машиностроителей, заказчиков литых и формованных изделий из металлов, пластмасс, эластомеров и композитов
Главная страница
О проекте «РАЛ-Инфо». Контакты.
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ ( РАЛ ). Журнал "Литейщик России"
Производители литых и формованных изделий
Плавка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Литейное производство - инжиниринг, литейное оборудование, технологии, программное обеспечение
Материалы для металлургии (плавки, литья, обработки давлением и термообработки), машиностроения и эксплуатации оборудования
Термическая, электрохимическая и плазменная обработка, спекание, пропитка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Обработка давлением, сварка, пайка, резка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Очистка, подготовка поверхности, механическая обработка - инжиниринг, оборудование, технологии, программное обеспечение
Лабораторное оборудование и приборы контроля
Электрооборудование, автоматизация, гидравлика, пневматика, газовая и вакуумная техника, экологическое и теплотехническое оборудование
Производство изделий из пластмасс, резины, полиуретана и композиционных материалов
Технологическая оснастка и инструмент
Услуги
Обучение, переподготовка и подбор персонала, вакансии
Проекты, выставки, конференции, объявления партнеров РАЛ-Инфо
Восстановленное и б/у оборудование
Продаем, примем заказы на изготовление, механическую и термообработку, антикоррозионную защиту
Купим, разместим заказы на изготовление и обработку
29.08.2023
О проведении Ежегодной международной конференции Литейный Консилиум®, г. Челябинск, 7-8 декабря 2023 года.
07.01.2023
О проведении 14-той Международной научно-практической конференции «ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
29.09.2022
Международный научно-практический форум «ДНИ ЧУГУНА В ЧЕЛНАХ – 2022»
Все новости

Поиск:

Ю.П. Крючков (Металлургическое производство ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти), Д.А. Болдырев (Исследовательский центр ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти)

Компакт-процесс сфероидизирующей обработки расплава чугуна магнийсодержащим модификатором

С момента запуска в работу ЧЛП МтП ОАО «АВТОВАЗ» и до настоящего времени основным методом сфероидизирующей обработки расплава чугуна является ковшевое модифицирование лигатурой Ni-Mg-Ce. Этот способ в связи с резким удорожанием никеля является очень затратным [1], в связи с чем на зарубежных чугунолитейных производствах получили распространение принципиально иные, более экономичные методы сфероидизирующего модифицирования среди которых можно выделить:

 

-        инмолд-процесс;

-        «сэндвич»-процесс;

-        процесс «ковш с крышкой»;

-        обработка в конвертере;

-        обработка порошковой проволокой.

 

Каждый из этих методов предполагает использование более дешёвых модификаторов (FeSiMg, Mg) и специального оборудования (трайб-аппараты, разливочные ковши специальной конструкции, конвертер и др.).

В чистом виде любой из этих методов в случае его внедрения в действующее производство требует серьёзной и длительной технологической проработки и апробации, значительного финансирования, большой осторожности и дополнительного обучения персонала, что в условиях поточно-массового производства ЧЛП МтП ОАО «АВТОВАЗ» весьма затруднительно.

Предлагаемый оригинальный и частично усовершенствованный метод обработки расплава чугуна сфероидизирующим модификатором представляет собой разновидность «сэндвич»-процесса или процесса «ковш с крышкой».

Сущность условно нового метода заключается в следующем. Модификатором типа FeSiMg затариваются стальные контейнеры вместимостью до 10 кг. Контейнер представляет собой сварной стальной короб из листа 1,5…2,0 мм, швы, кроме крышки, обварены дуговой сваркой, крышка по ребру придавлена, возможное высыпание модификатора исключено.

В каждый ковш перед его наполнением металлом даётся по 2 контейнера с общим весом модификатора до 20 кг, после чего происходит заполнение ковша металлом до 1200±50 кг. Реакция расплава с модификатором при наполнении ковша начинает протекать с некоторой задержкой, достаточной для полного растворения навески. Косвенным признаком хорошего усвоения модификатора служит длительность пироэффекта, составляющая около 40…45 с.

Модифицирование расплава по данному методу обеспечивает достаточно стабильное получение чугуна с шаровидным графитом средних марок (до ВЧ60) для таких деталей как маховик, суппорт переднего тормоза, коробка дифференциала, коллектор выпускной, кронштейн переднего моста, направляющая колодок переднего тормоза, картер редуктора заднего моста и ступица. Для получения более высоких механических свойств таких тяжелонагруженных деталей из ВЧ как валик привода масляного насоса и распределителя, звёздочка коленчатого вала, кронштейн задней опоры подвески двигателя и вал коленчатый является необходимым микролегирование марганцем и медью.

Для внедрения данного метода не требуется дополнительного финансирования и повышения трудозатрат. Экономический эффект обеспечивается за счёт разницы цен сэкономленного сфероидизирующего модификатора Ni-Mg-Ce и графитизирующего модификатора ФС75л-6 с одной стороны, и вводимых взамен их модификатора типа FeSiMg в контейнерах и, при необходимости, микролегирующих добавок меди и ферромарганца с другой стороны.

 

Список литературы

 

1.      Габерцеттель А. И., Коростиленко П. А. Библиотечка литейщика. Плавка и разливка чугуна. - Л.: Машиностроение - 1980. №9. - 104 с

Copyrights © 2005-2011 РАЛ-Инфо
Rambler's Top100